Прочее » Blog Archive » Terrorist revolutionaries

Terrorist revolutionaries

Глобальный исламский терроризм, судя по всему, уходит в прошлое — не столько стараниями Запада и местных властей по физическому устранению террористов, сколько в силу все меньшей поддержки со стороны мусульман. Чарльз Курцман (Charles Kurzman) в статье для Foreign Policy под названием «Why Is It So Hard to Find a Suicide Bomber These Days?» рассказывает о трудностях, с которыми сейчас сталкивается Аль Каеда: падение популярности среди мусульман, некомпетентность и немногочисленность американских wannabe-террористов, конкуренция со стороны локальных террористических организаций.

Но главное — ставка Аль Каеды на всемирный джихад-революцию, который поддержали бы широкие массы мусульман, оказалась напрасной. Проблема, с которой исламисты столкнулись еще в 70-х гг., так и не была решена: несмотря на локальные победы, исламский терроризм остается уделом маргиналов; его поддержка населением со временем только падает, и новые методы ведения борьбы, направленные на ее эскалацию — например, учащающиеся атаки на свадьбы, кафе и мечети и на либеральных мусульманских деятелей, — лишь еще больше отчуждают террористов.

The late Osama bin Laden frequently sounded this theme. «Each day, the sheep in the flock hope that the wolves will stop killing them, but their prayers go unanswered,» he declared in May 2008. «Can any rational person fail to see how they are misguided in hoping for this? This is our own state of affairs.» Bin Laden and Ayman al-Zawahiri, his successor as al Qaeda's leader, have infused their statements with a triumphal, inspirational tone, but their disappointment shows through. «There is no excuse for anyone today to stay behind the battle,» Zawahiri lectured in a video released on the Internet in 2007. «We continue to be prisoners, restrained by the shackles of [mainstream Islamic] organizations and foundations from entering the fields of battle. We must destroy every shackle that stands between us and our performing this personal duty.»

Любопытно, что исламский терроризм, кажется, повторяет судьбу левых революционных движений ХХ века. Не лишним, возможно, было бы увидеть его не восточным изобретением, враждебным Другим западного мира, но ответом западной системе — уже вписанным в эту систему. Если революция в марксистском понимании была с самого начала конструктом системы (и как бы ответом ей), то почему исламская революция не может быть понята аналогично? Терроризм как символический жест противопоставлен системе, но организованный, идеологизированный терроризм, мыслящий себя как священную войну и который, кроме всего прочего, выставляет себя интерфейсом между этим и загробным миром — не противоречит системе сколько-нибудь радикально. Организованный терроризм строится по западным революционным моделям — и, возможно, может быть понят через них.