Прочее

Третье понятие свободы

Редакция нашего сайта вернулась из незапланированного отпуска и продолжает публикацию интересных материалов, найденных в интернете. Видео от Рюмина будет выложено с небольшой задержкой, вызванной несовместимостью видео-форматов.

На Либерти.ру — перевод довольно любопытной статьи британского философа Квентина Скиннера «Третье понятие свободы». Особое удовольствие можно получить, применяя рассуждения Скиннера и авторов, которых он упоминает, к современному политическому процессу в России.

Позиция Берлина, согласно которой негативная свобода должна быть выстроена в качестве отсутствия вмешательства, остается ортодоксальной, причем в наибольшей степени она почитается в Великобритании и в США. Однако в этом факте немало иронии, особенно если взять Соединенные Штаты, которые были рождены конкурирующей теорией, утверждающей, что негативная свобода состоит в отсутствии зависимости. Когда Конгресс принял в июле 1776 года «Декларацию» Томаса Джефферсона, ее решили назвать, как всем, конечно, хорошо известно, «Декларацией независимости». Но часто ли мы задумываемся над этими словами? Независимость от чего? От жизни, зависящей от произвола британской короны. И почему Конгресс считал, что это оправдывает революцию? Именно по причине согласия с классическим положением, по которому, если вы зависите от расположения другого человека, который может решить, сохранять ли ваши права, это значит, что вы живете в рабстве, даже если ваши права на деле не нарушаются.

«Please Say Something»

Режиссер — Дэвид О'Райли (David O'Reilly). Информация о фильме

Ритм в кинематографе Гринуэя и Шванкмайера

Мне хотелось бы начать с парадоксального на первый взгляд утверждения, и касаться оно будет понятия формы. Форма — это чистое непонимание. Что это значит? Когда мы пытаемся что-то понять, то мы совершаем предварительную работу и направляем нашу рефлексию на некий объект, с помощью которого мы можем осуществить акт понимания. Некоторые объекты, не все, обладают такой способностью — раскрывать через себя смысл. Они называются в философии «умной материей». В тот момент, когда мы имеем этот самый мыслительный объект, нам дано только его присутствие, а его содержание открывается нам в осознавании нашего собственного непонимания. Из мира нерасчлененных событий, эмоций и логических отношений мы выделили нечто и, стоя перед ним, мы знаем, что ничего не знаем. Здесь как раз и работает эта формула. Хайдеггер писал о том, что память — это то, что должно быть осмыслено. Мне кажется, аналогичное можно сказать о форме. Так, форма — императив, императив как таковой. В этом смысле она и есть чистое непонимание.
(Читать дальше...)

«L'homme sans ombre»


«Человек без тени».
Режиссер — Жорж Швицгебель. Информация о фильме

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Мы попросили Алексея Рюмина прислать нам несколько его любимых видео. Он любезно выполнил эту просьбу, и теперь каждый четверг мы будем выкладывать по одному видео из его подборки (неделю назад это был мультфильм «Голова-гора»). Мы решили снабжать их минимумом комментариев, поскольку думаем, что эти видео достаточно хороши сами по себе; будут, конечно, и исключения.

На этой неделе — единственный сохранившийся фрагмент мультфильма «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1933).

Режиссер — М. Цехановский, композитор — Д. Шостакович.

Аспект всеобщности

Ричард Фейнман, помимо работы над своими диаграммами, создания атомной бомбы, игры на фригидейре, участия в экспериментах по сенсорной депривации и получения нобелевской премии, также немалое время своей жизни отводил на занятия графикой и живописью.

В книге своих воспоминаний, «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!», он рассказывает о том, как началось его увлечение искусством:

Однажды я пришел к Джерри [имеется в виду художник Джирайр Зортиан] на его день рождения, и мы опять затеяли один из этих тупых споров, который продолжался до трех часов утра. На следующее утро я позвонил ему. „Слушай, Джерри, — сказал я, — мы затеваем эти дурацкие споры, которые ни к чему нас не приводят, только потому, что ты ни черта не знаешь о науке, а я — полный профан во всем, что касается искусства. Поэтому давай по воскресеньям по очереди обучать друг друга: в одно воскресенье ты даешь мне урок по искусству, в другое — я тебе по науке“.

< ...>

Я пообещал, что буду трудиться, но все равно побился с ним об заклад, что он не сумеет научить меня рисовать. Я очень хотел научиться рисовать по причине, известной только мне: мне хотелось передать ту эмоцию, которую у меня вызывает красота мира. Ее сложно описать, ибо это эмоция. Она аналогична чувству, которое человек испытывает в отношении религии и которое связано с Богом, управляющим всем во Вселенной: существует некий аспект всеобщности, который ощущаешь, когда размышляешь над тем, каким образом вещами, которые кажутся такими разными и ведут себя совершенно по-разному, „за сценой“ управляет одна и та же организация, одни и те же законы физики. Это оценка математической красоты природы, принципа ее работы; осознание того, что видимые нами явления проистекают из сложности внутреннего взаимодействия атомов; ощущение того, насколько это поразительно и удивительно.

(Читать дальше...)

«Голова-гора (Atama-yama)»

Машина Аристофана

«Мир» Аристофана начинается с полета Тригея на Олимп. Летит он на навозном жуке, который, почуяв человеческие испражнения, сразу устремляется в их сторону — Тригей призывает людей прекратить ходить по нужде. Поднявшись достаточно высоко, он в испуге кричит: «Эй ты, машинный мастер, пожалей меня!». Речь идет, разумеется, об операторе театральной машины (махина, по-гречески — μηχανή, механе), а сюжет является пародией на утерянную трагедию Еврипида, где Беллерофонт поднимается (с использованием машины) на Пегасе к дому богов. Аристофан использует машину, пародируя Еврипида, но делает это особенным образом. (Читать дальше...)

Unscientific point of view

Современные художники из группы BLU сделали видео, в котором изображается эволюция жизни во вселенной от ее — вселенной — начала и до конца: «Big Bang Big Boom». При этом вся анимация выполнена на городских стенах, на тротуарах, на пляжах, вообще на самых разных поверхностях. Сама идея не нова, конечно, но воплощение и размах впечатляют. Видео хоть и длинное, но заставляет досмотреть до конца. Интересной, кстати, представляется типичная для современности тотализация эволюционных процессов: эволюция здесь и начинается до появления жизни (со сменой поглощающих друг друга эпох), и «заканчивает» вселенную.

(via neuraum)

Историческая корреспонденция

На сайте «Letters of Note» собирают самую разную историческую корреспонеднцию: от воззвания Жанны Д'Арк середины XV века до ответа Джонни Деппа свои поклонникам, датированного 2008-м годом. Среди прочих интересных вещей: письмо Керуака о Берроузе, письмо Гитлера, подписанное «Всегда ваш, Адольф Гитлер», открытка Пикассо для Жана Кокто. У сайта есть трансляция в ЖЖ.

Спасибо ЖЖ-юзеру gaus, который обратил внимание на этот сайт и, в частности, на телеграммы о «Титанике»: