Прочее » Blog Archive » Одна из наиболее ярких черт русского общения

Одна из наиболее ярких черт русского общения

Все, на что способны лингвисты в области культурологии — это повторять национальные стереотипы. С одной стороны, статья профессора Воронежского унирвеситета И. А. Стернина «Улыбка в русском коммуникативном поведении» подтверждает этот тезис своими неуместными выводами («повседневный же быт русского человека, его повседневная жизнь были на протяжении многих веков тяжелой борьбой за существование») и феерическим десятым пунктом («русское сознание не воспринимает улыбку, как адресованную кому, как бы не видит в ней коммуникативного смысла (!), воспринимая ее как отражательный, симптоматический сигнал настроения-благополучия в материальном плане (!!!)»). С другой стороны, если отбросить все попытки трактовать коммуникативные практики, то это очень интересный текст, где собраны многие факты, которые мы часто замечаем, но редко рассматриваем как единую «практику улыбки».

Думается, достаточным объяснением наличия той или иной коммуникативной практики является фраза «здесь так заведено».

<...> 7. У русских не принято улыбаться при исполнении служебных обязанностей, при выполнении какого-либо серьезного дела.

Таможенники не улыбаются, поскольку заняты серьезным делом. Продавцы, официанты – тоже. Это особенность русской улыбки уникальна. В Чейз Манхэттен Бэнк в Нью-Йорке висит объявление: «Если наш оператор вам не улыбнулся, заявите об этом швейцару, он вам выдаст доллар».

Не принято, чтобы дети улыбались на занятиях. Русские взрослые учат детей: не ухмыляйся, будь серьезен в школе, во время приготовления уроков, когда с тобой разговаривают взрослые. Одно из самых распространенных замечаний учителя в российской школе: что улыбаешься, пиши.

Улыбка обслуживающего персонала при исполнении служебных обязанностей в России всегда отсутствовала – приказчики, продавцы, официанты, слуги были вежливы, предупредительны, но не улыбались. Улыбку в сфере сервиса у русского персонала надо вырабатывать как профессиональное требование, сама она не появляется. <...>