Прочее » Blog Archive » Аспект всеобщности

Аспект всеобщности

Ричард Фейнман, помимо работы над своими диаграммами, создания атомной бомбы, игры на фригидейре, участия в экспериментах по сенсорной депривации и получения нобелевской премии, также немалое время своей жизни отводил на занятия графикой и живописью.

В книге своих воспоминаний, «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!», он рассказывает о том, как началось его увлечение искусством:

Однажды я пришел к Джерри [имеется в виду художник Джирайр Зортиан] на его день рождения, и мы опять затеяли один из этих тупых споров, который продолжался до трех часов утра. На следующее утро я позвонил ему. „Слушай, Джерри, — сказал я, — мы затеваем эти дурацкие споры, которые ни к чему нас не приводят, только потому, что ты ни черта не знаешь о науке, а я — полный профан во всем, что касается искусства. Поэтому давай по воскресеньям по очереди обучать друг друга: в одно воскресенье ты даешь мне урок по искусству, в другое — я тебе по науке“.

<...>

Я пообещал, что буду трудиться, но все равно побился с ним об заклад, что он не сумеет научить меня рисовать. Я очень хотел научиться рисовать по причине, известной только мне: мне хотелось передать ту эмоцию, которую у меня вызывает красота мира. Ее сложно описать, ибо это эмоция. Она аналогична чувству, которое человек испытывает в отношении религии и которое связано с Богом, управляющим всем во Вселенной: существует некий аспект всеобщности, который ощущаешь, когда размышляешь над тем, каким образом вещами, которые кажутся такими разными и ведут себя совершенно по-разному, „за сценой“ управляет одна и та же организация, одни и те же законы физики. Это оценка математической красоты природы, принципа ее работы; осознание того, что видимые нами явления проистекают из сложности внутреннего взаимодействия атомов; ощущение того, насколько это поразительно и удивительно.